23 апреля 2009 г.

3D (трёхмерное) кино

Все фильмы должны быть трёхмерными.

3D кино - это супер-мега-круто. Ни один обычный спецэффект не позволить так погрузиться в происходящее на экране, как это делает трехмерное видео.

Трехмерное кино

Не знаю, почему эта простая истина до сих пор не понятна многим современным «киношникам». А ведь, казалось бы, куда уж проще: берем две видеокамеры с одинаковыми фокусными настройками, располагаем их на стандартном «межглазном» расстоянии друг от друга и снимаем кино, как обычно. После, через специальную компьютерную программу, пропускаем оба видеопотока - получаем нужный результат.

Как оказывается, не все так просто на самом деле.

Первенцем и практически монополистом трехмерного кино является компания [стандарт] «IMAX». Они работают с плёнкой. В процессе съемки изображение из каждого объектива фиксируется на отдельную пленку размером 15 на 70 миллиметров. Движение пленок в камере точно синхронизировано. Камера «IMAX 3D» весит более 100 килограмм.

«Трехмерная» видеокамера

3D-фильм хранится на двух плёнках. При показе они синхронно движутся через один проектор «IMAX 3D», снабженный двумя объективами и лентопротяжными механизмами, либо через два отдельных проектора «IMAX». Картинки для левого и правого глаз одновременно проецируются на гигантский экран.

«Трехмерный» проекторОгромный «трехмерный» проектор сзади

Для того, чтобы увидеть объемное 3D-изображение, зрители надевают специальные поляризационные очки, а объективы проектора снабжены поляризационными фильтрами. Это позволяет каждому глазу воспринимать только «своё» изображение, и наш мозг создает из этого одну 3D-картинку. Есть и другой способ разделения изображений - при помощи разноцветных стекол в очках (обычно они красного и зеленого цветов). В любом случае, пока при просмотре трехмерного фильма глаза устают достаточно сильно. Это связано с низкой частотой обновления картинки. В скором будущем такие проблемы должны быть решены.

Full HD

До недавнего времени снимать видео в Full HD качестве (1920 на 1080 точек) можно было только на пленку. Сейчас, благодаря развитию электроники, есть даже бытовые камеры, способные снимать с таким разрешением. Поэтому громоздкую камеру «IMAX» давно пора заменить на компактную электронную, которая автоматически синхронизует видеопотоки высокого разрешения и не содержит в себе тяжелых лентопротяжных механизмов. Аналогичная ситуация с проекторами: они, конечно, тоже должны быть цифровыми.

С экранами для трехмерного видео у нас в стране проблема. Почти все кинотеатры были построены для просмотра классического двухмерного видео. Под эту задачу отлично подходила плоская белая «простыня». А для показа трехмерного видео очень желательно иметь огромный экран, выгнутый слева и справа в сторону зрителя (для «подключения» периферического зрения). Тогда достигается наилучший «эффект присутствия». Сидения в зале трехмерного видео нужно располагать под бОльшим уклоном, чтобы головы впереди сидящих не «влезали» в трехмерный мир.

К счастью, 3D кинотеатров и трехмерных фильмов появляется все больше.

«I have a dream», что все фильмы и кинотеатры будут трёхмерными.

8 комментариев:

  1. Товарищ автор, вы тут такую галиматью написали, что читать страшно. Если уж пишите о том в чем не понимаете, то хотя бы почитайте об этом предварительно.

    ОтветитьУдалить
  2. Вообще-то, я перед написанием поста достаточно подробно изучал тему.
    Если у вас есть конструктивные комментарии - прошу их написать, а не ограничиваться обвиняющими фразами.

    ОтветитьУдалить
  3. Пётр, не обижайтесь, но вы действительно некомпетентен в данном вопросе.
    1 секунда несжатоко FULLHD при 8мибитах на канал занимает 135 мегабайт, если это синеон с расширенным цветовым диапазоном (который и печатается на пленку), то это 400 мегабайт за секунду, а если это кадр IMAX, то для записи 1 секунды такого видео нужно 1,2 Терабайта, а если с 2х камер для стерео, то 2.4 терабайта на секунду. Всё это несжатое видео расширенного цифрового диапазона нужно для... ну просто для кино оно нужно, слишком долго писать.
    И, становится понятно, что ваши соображения насчет замены этих камер на ручные FullHD с неприемлемой компрессией Mpeg2, мягко говоря, нелепы.
    Спасибо

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый день.

    Наконец-то конструктивный комментарий.

    Я действительно не знал, что для цифрового воспроизведения видео в кинотеатрах необходим другой вид кодирования видео, чем, например, H264 (MPEG4) или MPEG2. И уж тем более не догадывался, что используется HDR (а должен был). Спасибо за это уточнение.

    Несжатое видео приходилось "трогать руками", поэтому об объёмах данных представление я имею.

    Другое дело, что технологии не стоят на месте, разрабатываются апаратные кодеры, работающие непосредственно с цифровым видеопотоком, а SAS и SSD диски позволяют обеспечивать необходиммую скорость записи (как вариант, кадры можно поочерёдно записывать на несколько жёстких дисков).

    С учётом того, какие деньги вкладываются в киноиндустрию, есть надежда, что эти специальные аналоговые камеры всё же перейдут на "цифру". Но всему своё время.

    Вы смотрели передачу "Искривление времени" на "Discovery"? Они используют цифровые камеры, несмотря на то, что видеопоток там гораздо объёмнее.
    Конечно, в случае продолжительной съемки, кадры нужно как-то "сливать". На этот случай разумно использовать оптоволокно, идущее от камеры к принимающему статическому массиву жёстких дисков.

    Но, вы правы, пока о замене камер на портативные ручные говорить рано.

    ОтветитьУдалить
  5. А вот и анонс первой портативной 3D FullHD видеокамеры с твердотельной памятью:
    http://panasonic.ru/press_center/news/detail/369911

    ОтветитьУдалить
  6. Пётр, здравствуйте.
    Прочитал анонс. Сделал несколько выводов.
    1. Твердотельная память.Прочитав характеристики используемой твердотельной памяти, а точнее её объемы или скорость, я делаю вывод, что
    а) Что маловероятно, там стоит рейд массив из этих карт, что делает невозможным применение (чтение) карт без самой камеры.
    б) Что скорее всего, там стоит панасовский кодек DVCProHD. А значит, это компрессия. Компрессия это блаблаблабльла...
    2. Это ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (а не хоум класс) камера, а то, что в неё 2 объектива сделает её стоимость ну просто заоблачной.

    ОтветитьУдалить
  7. Пётр, здравствуйте.
    Прочитал анонс. Сделал несколько выводов.
    1. Твердотельная память.Прочитав характеристики используемой твердотельной памяти, а точнее её объемы или скорость, я делаю вывод, что
    а) Что маловероятно, там стоит рейд массив из этих карт, что делает невозможным применение (чтение) карт без самой камеры.
    б) Что скорее всего, там стоит панасовский кодек DVCProHD. А значит, это компрессия. Компрессия это блаблаблабльла...
    2. Это ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (а не хоум класс) камера, а то, что в неё 2 объектива сделает её стоимость ну просто заоблачной.

    ОтветитьУдалить
  8. Массива карт там нет.

    Технологии еще не позволяют записывать на флеш с достаточной скоростью, но это лишь вопрос времени.
    Полагаю, что рано или поздно нужда в параллельной записи на несколько носителей для больших объёмов данных отпадёт.

    Описанные карты памяти можно использовать без камеры.

    Компрессия есть наверняка. Именно для того, чтобы уменьшить поток данных :-)

    Я и не писал о хоум-класс камере, а говорил о портативной аппаратуре. Профессиональная вполне может быть таковой.

    Рано или поздно китайцы сделают такие вещи дешёвыми и быстрыми, поверьте на слово.
    В этом прелесть нашего цифрового века.

    ОтветитьУдалить